Средние розничные цены на товары рассчитываются как средневзвешенная цена товара. Для простоты индикатор называется «Средняя цена», что подразумевает, что учитывается средневзвешенная цена.
Рассмотрим цели показателей средней и средневзвешенной цены продукции.
Формула расчета средней цены
Средняя цена рассчитывается как сумма всех цен, деленная на количество видов товаров, но не учитывает объем реализации этих товаров. Например, продали 1 яблоко по 20 рублей и 3 груши по 10 рублей. Средняя цена составит (20+10)/2=15 руб. Не считая количества проданных товаров. Средняя цена учитывает только цену и не учитывает количество проданного товара.
Формула расчета средневзвешенной цены
Средневзвешенная цена товаров учитывает количество проданных товаров и их цену.
Показатель средневзвешенной цены продукции позволяет учитывать, какой объем товаров принес наибольшие продажи и, следовательно, внес наибольший вклад в общий оборот сети.
Формула расчета средневзвешенной цены (1)
Средняя цена= |
|
Средняя ценаww = |
|
Формула расчета средневзвешенной цены (2)
∆1= |
|
|
Средняя цена=(Цена1*∆1+….Цена*∆n)
Выбор индикатора для расчета зависит от ваших целей. Например, элитный винный магазин с широким ассортиментом продает 10% алкогольную продукцию, а верхние 90% продаж составляют дешевые сопутствующие товары (пора закрывать, ну не в этом дело). При расчете средней цены продукта мы увидим высокую среднюю цену из-за широкого ассортимента спиртов. То есть мы как покупатель заходим в магазин и видим все цены, но ваши продажи не учитываем. При расчете средневзвешенной цены мы увидим низкую цену за счет продажи недорогого товара.
Производство:
Показатель средней цены следует использовать при расчете уровня ценового позиционирования покупателей. Чем шире ассортимент товаров, тем выше средняя цена.
Показатель средневзвешенной цены используется для расчета средней цены проданного товара. Чем больше продаж у продукта, тем больше он влияет на средневзвешенную цену.